понедельник, 5 января 2009 г.

Космополит по национальности

Космополитизм - это мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации (Википедия).
Среди определений космополитизма существуют и достаточно радикальные. Однако, отказ от культур и отрицание национального суверенитета во имя суверенитета и единства Планеты сегодня, на мой взгляд, слишком круто :-) и утопично, как и анархизм, откуда корни таких определений.
Мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, например, к своей семье и роду, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса.

У нас в России национальность (в соответствии с действующей Конституцией РФ) вопрос скорее самосознания человека: нигде от человека не могут требовать точного определения и указания своей национальной принадлежности, в паспорте этого тоже не пишут. С точки зрения законодательства национальность в РФ не имеет никакого значения.
Конечно, космополитизм не может считаться национальностью в привычном понимании. Но как гражданин России я могу считать себя представителем любой национальности исходя из своего мировоззрения.
В душе я всегда чувствовал себя шведом или англичанином, в детстве я играл в американских ковбоев, во мне течёт славянская кровь, но меня всегда завораживали культуры Индии и Японии.
Я могу считать своей национальностью космополитизм, потому что я гражданин свободной России, потому что это мировоззрение без условных границ, потому что общечеловеческие ценности и интересы для меня очень важны, потому что моя страна - часть глобального Мира, интересы и ценности в котором тесно взаимосвязаны.

Комментариев нет: